В БИБЛИОТЕКЕ ФОТОГРАФА Заметки на полях Фотография – дело затратное: что ни год, обновляются модельные ряды фотокамер, модернизируется студийное оборудование и появляются все новые аксессуары и принадлежности. И если приверженцы и поклонники цифровых технологий, вооружившись какой-нибудь «камерой года» и подобрав удовлетворяющий желаемым требованиям персональный компьютер, могут неустанно и «безболезненно» заполнять, перекачивать на диски или стирать компактные карты памяти (со стремительно растущими цифрами доступного объема), то «адептам» старой школы помимо закупки фотоматериалов (пленок и бумаг на все многообразие сюжетов и условий съемки) предстоит еще волнующий процесс проявления, а в особо продвинутых случаях – долгое заседание в «темной комнате». Речь о затратах материальных и в этом отношении большинство из ступивших на путь фотографического ремесла или искусства каждый (согласно своим мечтаниям и особенностям характера, тихими или «семигигабайтными» шагами, засучив рукава и подтянув пояс или внимательно пересмотрев графы своего «листа затрат» и удалив из него пункты не обязательные) стремится к формированию личного – отвечающего только его наиглавнейшим задачам и устремлениям – фотографического арсенала. Но помимо нехватки мегапикселей и светосилы, широты фотопленки и универсальности проявителя, встречаются на практике и пробелы в элементарных познаниях фотодела, а в нем (как, впрочем, и во многих других областях) требуется от автора вложение мысли, знаний и гибкое их применение на практике – как под лампами студийного света, так и под открытым небом, на пленэре. Выбор вариантов для удовлетворения познавательного интереса, как и ассортимент современных фотомагазинов, в наши дни достаточно широк. В тяге к новым знаниям, в желании постигнуть так называемые «секреты и трюки» мастерства можно подобрать и добросовестно пройти от первого до экзаменационного занятия любой из ныне предлагаемых и конкурентоспособных фотографических курсов, тренингов или избирательно посещать авторские семинары; можно до одурения копаться в недрах всемирной паутины (отсеивая пустую породу и выискивая золотые жилки), регулярно следить за событиями в галерейной жизни (к счастью, количество фотографических проектов и выставок сегодня не ограничивается двумя-тремя экспозициями в год) и, наконец, заглянуть в книжный магазин или в библиотеку. Не претендуя на исчерпывающий критический анализ и ни в коем случае не стремясь дать многостраничные толковые рецензии, загляну сегодня в библиотеку фотографа (в том числе - в настоящую, рассредоточенную по книжным полкам и частично прочитанную) и, полистав страницы изданий разных лет, нацеленных на освещение различных аспектов фотографического мастерства, набросаю что-то в стиле «заметок на полях» - попробую назвать несколько, по моему мнению, интересных книг, кратко отметить, что в них представляется мне важным, а с чем я не соглашался при чтении и не согласен сейчас. Ну, и без мыслей в духе «навеяло» тоже не обойдется. 1. С чего начинается…Агафонов А.В., Пожарская С.Г. «Фотобукварь»
Букварь обыкновенный – школьный был темно-синего цвета, кажется, с ростовыми портретами каких-то бодрых детей на обложке. Вот только вместо бодрости приносил он по большей части переживания неприятные. Букварь фотографический первое время был не по карману и его успешно заменили инструкции к фотоаппаратам и небольшое иллюстрированное издание журнального формата (к сожалению, давно забытое и затерянное), где доступным языком рассказывались главные этапы работы с фотопленкой и фотобумагой. Их я читал с увлечением и радостью от первых успешных экспериментов. А названную книгу приобрел уже вдогонку, так сказать, для коллекции – на фотографическом фестивале, из рук авторов. «Фотобукварь» написан для детей, понятен, хорошо иллюстрирован, однако рассказывает о работе на бромосеребряных светочувствительных материалах и поэтому, как может показаться, в наш век, со стремительным развитием цифровых технологий, при как бы вырождении фотографии пленочной, глобально устарел и совершенно бесполезен. Я с этим не соглашусь. Покуда производят фотоматериалы и не разбита последняя пленочная камера, будут появляться и те, кому невероятно интересно прикасаться к таинству «сокрытого изображения». Фотография – это «алхимия», а классическая фотография – особенно. Все чаще и чаще на улицах города можно встретить молодых ребят с традиционной техникой в руках – и это не обязательно элитные «Лейки» или «Хассельблады», но и отцовские (а то и дедовские) «ФЭДы» с «Зенитами». Так называемая аналоговая фотография вышла в авангард художественных изысканий: разводятся раритетные эмульсии, пленки перепроявляют и чуть ли не запекают в духовках, в Интернете заметен интерес к уже, казалось бы, «задавленным» Photoshop-ом старинным способам съемки и печати, а повышение зернистости изображения воспринимается как знак благородства. Попробуйте взять на прогулку какой-нибудь старенький, уже почти забытый, знакомый только старшему поколению аппарат – и увидите, что не на громоздкие новинки дигитальных технологий станут оборачиваться прохожие, а на Вас – кто-то, покрутив легонько пальцем у виска, а кто-то проводив изумленным взором - как загадочного профессионала или шамана древних племен. Однажды обнаружил, что у английского слова «crazy» помимо основных значений «ненормальный» и «псих» есть и другое - характеризующее человека, помешанного на чем-либо, сильно чем-то увлекающегося; вот и в современной фотографии, как мне представляется, достаточно этих «crazy» - причем, как в рядах «пленочников», так и среди «цифровиков». Если Вы только слышали, что на фотоаппаратах когда-то не было кнопочки «Просмотр», а количество доступных кадров ограничивалось цифрой 36, и если захотелось ощутить на себе все прелести традиционной фотографии, возьмите «Фотобукварь» - там о ней очень хорошо написано. Да и не только о ней. |